Вход / Регистрация
7BIZNES.RU
Возьми и наведи порядок в бухгалтерии!

Как я попала на миллион рублей...

 

Приветствую друзья! Приветствую коллеги!

Хочу поделиться с  вами своим  опытом, который может обойтись мне очень дорого!

В 1 млн рублей.

Я понимаю, что те, кто будут читать данную запись возможно разочаруются во мне, как в профессионале. Потому что я  и сама не ожидала от себя таких ошибок. 

Но я пишу об этом для того, чтобы ВЫ в дальнейшем могли их избежать! Потому что здесь я напишу не только о том, как я "докатилась до такой жизни", но и какие выводы для себя сделала.

Итак, наверное вы знаете о том, что помимо тренингов, статей, написания книг и помощи в наведении порядка в бухгалтериях различных компаний я  не прекращаю свою бухгалтерскую практику? Потому что стоит хотя бы на полгода бросить вести учет хотя бы небольшой фирмы и ты отстаешь от "жизни" очень сильно. Так вот: я "взяла" на обслуживание одну фирму, которая имеет не много операций, но почти все они "сложные". Сложные потому, что  это не просто услуги на УСН, а ОСНО с валютой, займами, цессиями, и т.д. Взяла и веду себе потихоньку, благо мое присутствие на этой фирме каждый день не нужно и так как я имею огромный опыт, то времени на ведение учета уходит не так много, и я успеваю заниматься и другими интересными вещами. 

И все было хорошо до тех пор, пока собственник не решил продать здание, приобретенное три года назад. При этом собственник (иностранец) пригласил сопровождать сделку крупную международную юридическо-консалтинговую фирму, с условием, что она рассчитывает налоговые последствия, проверяет документы по сделке, и даже контролирует сдачу отчетности. 

Ну, я против дополнительных помощников никогда не возражаю  - одна голова хорошо, а несколько – еще лучше. Жаль только эта «помощь» иногда сильно затягивает все процессы а я к этому была не готова, видимо…

В общем, пока мы с представителями этой фирмы согласовывали отчетность перед ее сдачей, наступил последний день ее сдачи. Мало того, не просто последний день, но и последние часы тикали, а я все доказывала в какой графе какую цифру поставила и почему это правильно. Доказала. 29-е число. 11 часов вечера. Отправила по электронной системе сдачи отчетности. Успокоенная, что все-таки все успела, легла спать.

Утром стала проверять квитанции от налоговой инспекции и увидела, что налог на прибыль- по которому была самая крупная сумма начислена – не принят! У меня волосы на голове зашевелились, когда мозги посчитали сумму штрафа!

Стала смотреть в чем дело и увидела просто наиглупейшую ошибку- на титульном листе при указании налогового периода выбрана цифра 31 вместо 33. Т.е. вместо отчета за 9 месяцев я как бы второй раз отправила отчет за 6 месяцев! А так как отчет за 6 месяцев естественно сдавался, то его не приняли, ведь не было признака что это «уточненный» расчет!

Конечно я сразу же сдала еще раз тот же самый отчет, но уже с правильным признаком-33. Но он был сдан на 1 день позже последнего срока сдачи отчета! И теперь можно ожидать, что налоговая захочет получить с нас штраф за несвоевременную сдачу отчетности. И мне придется возможно придется возмещать его и з собственного кармана, так как я считаю что каждый должен нести  ответственность за все, что он  делает. И за ошибки, которые он совершает, даже непреднамеренно.

Конечно, мой директор сказал, что представители этой фирмы должны были увидеть и указать на эту ошибку, ведь я посылала им полностью сформированную декларацию, вместе с титульным листом, перед тем как отправить ее.  Но я не склонна переваливать свои ошибки на других. Да, было бы здорово, если бы они ее заметили. Но они были заняты другим – проверкой цифр «внутри» декларации.

Конечно, не факт, что нас вообще оштрафуют, потому что существует одно из мнений, что по «промежуточным» декларациям штрафовать не должны. Такие выводы делают на основании письма Минфина России от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228, п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, постановления ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2006 N Ф03-А51/06-2/1217 и Московского округа от 16.09.2008 N КА-А40/8744-08

Но есть и другая практика. Когда все-таки штрафуют.

Конечно, если такая ситуация случится, мы будем доказывать, что декларацию сдавали вовремя, и что ее не приняли только из-за технической ошибки бухгалтера – т.е. опечатки. Но чем бы все это ни кончилось, очевидно одно. Отчетность нужно сдавать заранее. И я все время стараюсь поступать так сама и обучаю этому других бухгалтеров на вебинарах, мастер-классах и в Мастер Группе!

Если бы я взяла да сдала этот отчет хотя бы за 1 день до последнего срока, то самое плохое, что случилось бы  в случае если бы мои «проверяющие» нашли ошибку в цифрах- пришлось бы сдавать уточненный расчет.

Но мне его и так пришлось сдавать! Правда он не назывался в данном случае уточненным, но суть от этого не изменилась!

Зато у меня было бы время сдать этот правильный расчет – вовремя!

В общем – если бы да кабы, охи и вдохи- отменяем.

Вместо этого действуем, чтобы в следующие разы таких ситуаций в принципе не могло случиться!

Как этого добиться?  Хотите расскажу? Слушайте.

1.     Ежегодно составляете календарь сдачи отчетности по вашей организации и прописываете по нему не только сроки, установленные законодательством, но и сроки, когда отчет нужно сдать именно в вашей организации, с вашим графиком работ. Чтобы эти вторые сроки наступали раньше хотя бы на 1 день! В идеале – на неделю раньше.

2.     Вешаете этот график на стену перед глазами и отмечаете в нем галочками в течение года то, что сделали

3.     Прописываете чек-лист по каждому виду отчета о том, что нужно в нем проверить перед тем, как отправить декларацию «в дальнее плавание» к берегам ИФНС. Чек-лист это такой список, по которому вы «проходитесь» и просто ставите галочки – это сделано, это сделано, а это не сделано.

4.     Чек-листы кладете в папку с инструкциями для бухгалтеров, которые это делают или себе – если это делаете вы.

5.     Всегда перед сдачей отчета берите в руки чек-лист и проверяйте - все ли сделали правильно!

6.     Всегда строго соответствуем графику сдачи отчетности.

Кстати, я проанализировала мою ситуацию, почему у меня получился такой результат. И вот что у меня получилось.

  • 1.     Я нарушила пункт 5 – посчитала что некогда, да и мысли всякие типа: я и так все знаю, профессионал, могу декларации с закрытыми глазами составлять и т.п.
  • 2.     Я нарушила п.6, посчитав, что у меня есть на это уважительная причина.
  • 3.     Даже если бы я делала проверку по своему чек-листу, боюсь, результат был бы таким же. Знаете почему? Потому что  в моем чек-листе по прибыли -  не было этого пункта по проверке периода на титульном листе! Чек-лист создавался еще тогда, когда периоды указывались по-другому, а потом корректировать его из-за такой  мелочи я не подумала, потому что ТАКОЙ ошибки трудно было себе даже представить!
  •  

Отсюда еще три вывода:

1.     Не переоценивать свои возможности – ошибки могут быть не от отсутствия профессионализма, а от невнимательности, от спешки, от недосыпа и т.д

2.     Лучше сдать заранее, пусть даже с ошибкой, чем в последний момент без ошибок.

3.     Как только меняется форма отчета, нужно сразу вносить изменения в чек-лист! И описывать в нем даже такие «мелочи», как заполнение цифр в титульном листе.

Ну вот вроде и все, о чем я хотела вам рассказать. Те, кто является участниками моей Мастер Группы сегодня разберут вместе со мной как составлять календари, в том числе и этот – по отчетности.

А уже с декабря я пожалуй дам на заседаниях чек- листы по заполнению деклараций.

А к вам у меня просьба. Надеюсь, этот материал был полезен вам, и мне хотелось бы, чтобы читатели получили еще больше пользы.

Поэтому – напишите, пожалуйста, в комментариях к статье о том, какие ошибки при составлении деклараций совершали вы, и к чему это приводило. И если вы будете оставлять этот комментарий под своим именем, с которым регистрировались на сайте,  и получите возможность бесплатного участия в одном из заседаний Мастер Группы, о чем вы получите письмо на почту, которую указывали при регистрации на сайте

Удачи вам и безошибочного ведения учета!

Елена Глоткина. Эксперт по наведению порядка в бухгалтерии.  

 

Поделиться

Комментарии

Добавить новый комментарий

Отмена
Ситуации невнимательности были и у меня. Веду некоммерческую организацию на ОСНО и соответственно сдаю все декларции хоть они и нулевые, сдаю ввиде единой упрощенной декларации. И вот для меня открытие было, когда мне в этом году пришло письмо с ИФНС о том, что у меня должна быть "не совсем пустая" декларация по налогу на прибыль еще за 2010 год и что нужно сдавать уточненку. Разобралась, да, действительно, я не просмотрела и не проанализировала все таблицы данной декларации, оказалось, что я должна была заполнить лист 7, даже если у меня и нет объекта налогообложения. Сдала в 2012 году уточненку за 2010 год, через месяц по почте мне вернули мою декларацию с сообщением, что неправильно заполнены реквизиты. Долго искала какие реквизиты неправильные, не нашла, позвонила в налоговую, сказали, что нужно сдавать как первичку т.к. единая упрощенная не считается как первичная. Созвонилась с отделом кам. проверок по поводу штрафных санкций, сказали, что не будет т.к. единая упрощенная сдана была в срок. Сдала как первичку, долго не хотели принимать, пугали штрафами и т.п., но вроде удалось все объяснить. Буквально на днях нахожу письмо Минфина о том, что если сдавась единая упрощенная, то при любых изменениях данных деклараций за прошлые периоды нужно сдавать только как уточненку. Короче говоря, получилось правда не очень коротко)))), чувствую, что придется еще продолжить переписку с ИФНС и по поводу своих ошибок и ихней "компетентности" как работников......

Алина, приветствую. Благодарю за Ваш комментарий. К сожалению, компетентность работников ИФНС не всегда бывает высокой. А может и к счастью ? По крайней мере многие из знакомых бухгалтеров так считают. В любом случае, все что сакзано по телефону к делу потом не подошьешь, а наказать могут организацию или Вас - и придется потом доказывать, что тебе так сказали... В общем - лучше ориентироваться на источники или самим посылать запрос. Правда - на запросы они тоже так "прекрасно" отвечают, что каждый этот ответ по своему понимает. 

Я сегодня посмотрела в Такскоме историю сдачи отчетности в налоговую, все случаи с отклонением отчетов были связаны именно с тем, что либо декларация была скопирована с прошлого периода, а там была уже не первичная, а корректировочная декларация, и этот признак я забыла убрать. либо я сильно доверилась 1С, а новый релиз не заполняет какое-нибудь поле с признаком организации или 1С предлагает широкий выбор кодов с льготами по НДС, я выбираю который наиболее мне подходит (816), а декларация на последнем этапе отклоняется сотрудником налоговой, такого кода он не знает, хотя в других налоговых этот код проходит. Надо бы конечно разобраться, но пока легче сделать корректировочную декларацию с более общим кодом 801.

Марина, благодарю за то, что поделились... По поводу написанного Вами. И правда очень часто ошибки бывают при копировании прошлых документов и декларации тут не исключение. А вот по поводу выбора различных признаков и простотаы сдачи корректировочной... Конечно наверное проще - это действительно так. Но блин, как часто проще не означает правильнее! Лишние сдачи корректировочных деклараций тоже ни к чему. Это ведь один из критериев подбора на налоговую проверку. Поэтому если ошибка периодически встречается (более одного раза - уже можно сказать периодически), то лучше выяснить в Вашей налоговой,какой код правильно указывать, закрепить это в чек листе  и так и поступать... 

Неправильной бухгалтерии не бывает.

Бывает неправильная организация учета.