Вход / Регистрация
7BIZNES.RU
Возьми и наведи порядок в бухгалтерии!

Правильной бухгалтерии да мощную бы мотивацию...

Приветствую друзья, приветствую коллеги!

Совсем недавно я познакомилась с Павлом Меньшиковым, автором книги "Бухгалтерия без авралов и проблем, которую я вам рекомендовала. И надо сказать, я рада этому знакомству. Павел действительно профессионал с большой буквы, и к тому же очень приятный в общении человек. 

И вот Павел любезно предоставил статью для моего сайта, которую я и помещаю ниже. Читайте, наслаждайтесь...

Ибо я по этой теме практически еще ничего не писала. Итак, статья Павла. 

"Во многих компаниях, с которыми мне довелось поработать, мотивация сотрудников бухгалтерии либо просто отсутствовала (бухгалтеры “сидели на окладах”), либо была достаточно простой. Помимо оклада существовала премиальная часть, которая выплачивалась, если все хорошо, и не выплачивалась, если все не очень хорошо или совсем плохо. Иногда бухгалтерии перепадала премия по итогам работы компании в целом.

Когда технология KPI (ключевых показателей эффективности) появилась в России, в первую очередь на нее стали переводиться сотрудники отделов продаж. Считалось, что наибольший эффект технология даст именно у них. А в таких отделах, как бухгалтерия, ничего не поменялось. И это неудивительно - ведь к бухгалтерии сложилось устойчивое субъективное отношение как к подразделению не зарабатывающему, а только “проедающему” деньги компании. К этакому обременительному придатку, навязанному государством. Нужно же кому-то общаться с налоговой, пенсионным фондом и прочими госорганами - вот и приходится содержать бухгалтеров.

Конечно, со временем делались попытки разработать систему KPI и для бухгалтерии, но в силу все того же устоявшегося стереотипа примитивной роли этого подразделения, дальше показателей типа “сдача отчетности в срок” или “объем штрафов, начисленных налоговой инспекцией”, дело не заходило.

Между тем, правильно организованная бухгалтерия - это мощный инструмент координации работы всех подразделений и незаменимый помощник в деле оптимизации оборотных средств компании. Ведь именно бухгалтерия является регулирующим центром влияния на итоговый финансовый результат и чистую прибыль. Фактически бухгалтерия, как барабанщик в ансамбле, задает ритм всем бизнес-процессам компании.

Не секрет, что “продажники” продают, а “снабженцы” покупают, не очень задумываясь ни о дебиторской задолженности, ни об оптимальности договоров с точки зрения налоговых выплат. Все это, традиционно, является “головной болью” бухгалтерии.

Генеральные директора удивляются: “Как так? Выручка растет, а на расчетном счете - пусто!” А ведь все просто - важно не только заработать деньги, важно - их сохранить. И здесь огромную роль может сыграть правильная мотивация бухгалтерии.

Вот именно о том, какой должна быть правильная мотивация бухгалтерии, чтобы она из обременительного и затратного подразделения превратилась в “правую руку” генерального директора, идет речь на семинаре “KPI для бухгалтерско-финансовой службы”.

Обидно видеть, что многие главные бухгалтеры интуитивно правильно выстраивают работу своего подразделения, но вот когда генеральный директор их вдруг спрашивает в лоб: “А за что, собственно, я Вам деньги плачу?”, теряются, и не знают, что ответить...

На семинаре мы рассмотрим 24 основных KPI, и еще столько же - дополнительных, которые рекомендуется внедрять не сразу, а постепенно. Знаете, как у летчиков - сначала осваиваются основные навыки, и только потом - фигуры высшего пилотажа.

Основными принципами, на которых построен семинар, являются:


  • минимум субъективизма, ибо нет ничего хуже, чем оценивать результаты работы по авторитарному принципу “я так считаю”

  • максимум простоты контроля и расчета показателей - чем понятнее показатель и методика его расчета для того, кого мы хотим мотивировать, тем лучше он мотивирует

  • положительный экономический эффект от использования каждого показателя (затраты на организацию контроля и сбора информации не должны превышать “прибыль” от этого контроля)

Показатели охватывают все аспекты деятельности бухгалтерии, тем самым создавая целостную картину результатов работы. При этом показатели четко взаимосвязаны друг с другом и распределены по четырем основным группам:


  • качество работы (технологичность)

  • эффективность работы (экономичность)

  • комфортность работы (включая взаимоотношения с “соседями” и “верхами”)

  • системность работы (тот самый “высший пилотаж”)

По каждому показателю проговорим его сущность и тонкости использования. А тонкостей - очень много. Даже если взять самые “избитые” показатели “Своевременность сдачи отчетности” и “Сумма штрафов, начисленная налоговой инспекцией”, то при более вдумчивом подходе возникает множество вопросов.

“Как воспринимать уточненные декларации?” “Всегда ли уточненная декларация - это плохо?” “И всегда ли уточненные декларации подаются вследствие недоработок бухгалтерии?” Безусловно, далеко не всегда.

Та же ситуация и с показателями штрафов. Не секрет, что налоговая инспекция иногда начисляет штрафы неправомерно, и отстаивать свою позицию остается только в судах, которые могут длиться годами. И как быть, в таком случае, с премиальной частью зарплаты главного бухгалтера? И опять-таки, всегда ли в этих штрафах виновата бухгалтерия?

Простая фиксация количества уточненных деклараций или суммы штрафов не может служить окончательной оценкой качества работы бухгалтерии.

Вообще, если посмотреть на сложившуюся практику внедрения KPI, традиционно много внимания уделяется разработке самого перечня показателей и определению оптимального удельного веса каждого из них в структуре премии. И очень мало времени отводится на тщательную проработку методики расчета этих показателей, да и вообще, на правильную их интерпретацию и оценку.

Это большая ошибка, так как если расчет показателя изначально неверен, то он не только не приносит пользы, хуже того, он приносит вред. Ведь если несправедливо оценивать работу конкретного человека, то хороших людей можно просто потерять. А недобросовестные сотрудники, наоборот, очень быстро подстроятся под такую систему мотивации, и будут делать не то, что нужно компании, а то, что нужно, чтобы получить максимальную премию.

Генеральный директор готов платить хорошую заработную плату своей бухгалтерии, он только хочет четко понимать, за что именно он будет платить такие деньги. Генеральный директор и другие руководители компании готовы уважать в бухгалтерах опытных профессионалов - но требуется внятно объяснить, в чем состоит этот профессионализм. На цифрах. На проверяемых, измеримых, объективных показателях. На системе KPI."


Павел Меньшиков, автор книги  "Бухгалтерия без авралов и проблем""

Коллеги, если статья вам понравилась, а я уверена, что это так - прошу поставить под ней лайк.

Если есть вопросы - пишите в комментариях к этой статье, и я перенаправлю ваши вопросы Павлу.

Вообще открою вам  секрет - совсем скоро (вероятно в середине февраля) Павел на эту тему проведет живой, но к сожалению, закрытый семинар. Поэтому о нем вы не найдете информации и рекламы в интернете. Набор на него сильно ограничен, берут только своих, или по рекомендациям, потому что будут давать материал,  которого вы не найдете пока нигде. Это авторская разработка Павла и его партнера, по которой они работали с очень крупными компаниями. Поэтому давать технологию в массы Павел и его партнер пока не готовы.  А я сейчас провожу с ним переговоры на тему получения нескольких мест на этот семинар. О результатах  и подробностях сообщу вам позже. Но если кому-то тема KPI для бухгалтерско-финансовой службы действительно важна, свяжитесь со мной прямо сегодня, я постараюсь вам помочь попасть на этот семинар. Все мои контакты есть внизу страницы.

Ваш эксперт по наведению порядка в бухгалтерии

Елена Глоткина.

Поделиться

Комментарии

Добавить новый комментарий

Отмена
Елена, актуально и своевременно! Именно сейчас на рынке труда в авангарде организации, которые пытаются оценивать труд работников по ключевым показателям эффективности (KPI). Что пока не очень доступно нашему пониманию, в силу безграмотности. Относительно оценки труда бухгалтерской службы - исходя из опыта (более 23 лет главбух) - всегда было непонятно руководству: как правильно его оценить, и, действительно, исходили из отсутствия штрафов, уточненных деклараций и прочих необъективных моментов. Очень интересно, какое в итоге решение видит автор? Как попасть на семинар (закрытый, несколько человек) и когда его планируете? С уважением, Шакирова Галия Тагировна. Электронный адрес: m6481@yandex.ru
Здравствуйте, если бы моя заработная плата зависела бы только от моих усилий, но при этом она была бы выше, чем в других организациях, ну и вообще была высокой, то я пожалуй пошла бы работать в эту фирму, так как трудностей не боюсь, но при одинаковом уровне заработной платы отказалась бы.

Скажите , а почему при одинаковом уровне зарплаты отказались бы? И почему Вы говорите о трудностях, которых не боитесь? Разве это трудность нести ответственность за свои результаты и получать заработную плату в соответствии со своим вкладом и усилиями?  Ну и конечно если система мотивации не учитывает влияние других факторов, которые сводят Ваши усилие на нет, то это неправильная система мотивации...    

Полностью согласен с тем, что сказала Елена, плюс добавлю еще немного от себя. Когда система мотивации является адекватной, то есть показатели, заложенные в ней правильные, и их значения вполне достижимы, то она является хорошим инструментом для экспресс-оценки нового сотрудника на испытательном сроке. Если новый главный бухгалтер не понимает такую систему, или понимает, но не хочет работать результативно, а хочет работать в формате "что-то делаю, как-то получается", то зачем он нам такой нужен? Просто вся сложность в том, как создать такую адекватную систему. Здесь очень четко работает медицинский принцип "не навреди", ведь даже в целом правильная, но нечеткая в деталях система мотивации может привести к тому, что хорошие бухгалтера обидятся, что их труд оценивается не так, как должен. Причем могут обидеться вплоть до увольнения.
К сожалению, дело не только в отношении к бухгалтерии. У меня собственная бухгалтерская фирма. Год назад, принимая на работу нового главного бухгалтера, я впервые применила систему оплаты труда по показателям. Был оклад, а далее учтены такие показатели, как своевременность обработки документов клиентов персоналом фирмы, обучение персонала, ввод в работу нового клиента, и что-то еще, не вспомню сейчас. Главный бухгалтер ушел через 3 недели, заявив, что привык работать за оклад. При этом практически ничего не сделал для получения премий по показателям. Вопрос: это просто частный случай или у нас действительно работники бухгалтерии сами не готовы получать зарплату по результатам труда? У меня сложилось впечатление, что не готовы...

Юлия, завтра я задам этот вопрос Павлу, и размещу ответ здесь.  От себя скажу следующее:

мне кажется, в описанной Вами ситуации могло сыграть одно из двух или оба из этих обстоятельств

1. система мотивации была не понятна

2. показатели для получения прибыли оказались слишком высоки, поэтому сначала бухгалтер согласилась, потом поняла, что это слишком сложно и решила не напрягаться...

А вообще, конечно многим бухгалтерам привычнее получать оклады, но хороших бухгалтеров правильная, справедливая и ПОНЯТАЯ система скорее всего не испугает. 

Кстати, уважаемые бухгалтеры! Откомментируйте пожалуйста - стали бы вы работать в фирме, в которой ваш заработок зависит только от ваших усилий, внимания  и профессионализма? 

 

Я бы, пожалуй, пошла. Во-первых, обидно, когда ты практически каждый день совершаешь какой-нибудь подвиг, в виде вовремя выплаченной зарплаты, несмотря на несвоевременно предоставленные документы, вовремя сданного отчета, несмотря на предоставление последних данных за 15 минут до времени Х и т.п., а тебе просто за это заплатят твой оклад и ежемесячную (=обязательную) премию. Вот если не сделаешь вовремя! Тогда, да! Есть вероятность этой премии лишится! Ну а так сделал и сделал. Молодец! Во-вторых, у любого бухгалтера при всей его загруженности, всегда есть возможность "повалять дурака". Если ты сидишь на окладе, то ничего страшного в этом нет. А вот если тебе поставят конкретные цели, то будешь трудится на их достижение, и "валять дурака" будет некогда. И если мой заработок будет зависеть только от моих усилий, внимания и профессионализма, я буду неплохо зарабатывать!)))

Неправильной бухгалтерии не бывает.

Бывает неправильная организация учета.